высоковольтные провода — одни из важных элементов автомобиля, чувствительных к качеству изготовления и правильности эксплуатации. Предназначены они для передачи высоковольтных импульсов, генерируемых катушкой зажигания двигателя, через прерыватель-распределитель к свечам зажигания.
Так как через высоковольтные провода проходит электрический ток очень высокого напряжения (порядка 25–35 киловольт), то крайне необходимо, чтобы была качественная изоляция проводника. Это обусловлено тем, что ток высокого напряжения имеет высокую «пробивную» способность. В случае некачественной или неисправной оболочки кабеля может произойти пробой и тогда, хоть провод и не выходит из строя, резко снижается эффективность передачи высоковольтного импульса к свечам зажигания. Происходит неполное сгорание топливной смеси в цилиндре из-за недостаточной искры или же вовсе поршень двигается вхолостую, если не произошло поджига смеси. В любом случае нарушается нормальная работа двигателя, что приводит к более быстрому выходу его из строя.
Кроме изоляции на работу высоковольтных проводов влияет также и из чего сделан сердечник кабеля. Раньше все провода делались из медных жил в качестве проводника, изоляция же изготавливалась из поливинилхлорида (ПВХ). Такая комбинация использовалась достаточно долго, т.к. медь — отличный проводник электрического тока. Однако когда в автомобилях стали повсеместно использоваться электронные приборы, стало очевидно, что кабели с медными сердечниками создают сильные электромагнитные помехи, что очень мешает работе чувствительной электрике.
Для решения этой проблемы производители пошли по разным путям:
Первым способом решить проблему с наводками было использование помехоподавляющего резистора. Чаще всего его монтируют в свечной колпачок. При этом токопроводящий сердечник все также используется медный.
Сердечник во втором типе кабеля состоит из полимера, поверх которого навивается тонкий токопроводящий слой из проволоки. Эта комбинация снижает распространение помех, однако все равно остается необходимость включать в цепь дополнительный резистор.
Третий тип кабеля — полностью неметаллический. В качестве проводника тока чаще всего используется хлопчатобумажная пряжа, пропитанная смесью из сажи. Также используется стекловолокно, покрытое углеродным порошком (графит), поверх которого располагается токопроводящая оболочка из полимера. Использование полимеров позволяет избавиться от создаваемых электромагнитных наводок, однако сильно снижает проводимость кабеля, из-за чего возникает необходимость использовать качественные катушки зажигания и следить за чистотой в моторном отсеке, т.к. грязь на высоковольтных кабелях снижает их эффективность.